Мария Ровная (marjalutra) wrote,
Мария Ровная
marjalutra

Categories:

Шкрабы с волшебными указками

    Кино не победит книги. Все эти ребята типа Кингсли Эмиса постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и всё такое. И тут вдруг появляется чёртов Гарри Поттер – грёбаная хрень на 734 страницы, которая расходится пятимиллионным тиражом за двенадцать часов.

Стивен Кинг


    Пока рос племянник, я читала почти всё, что читал он: надо же человеку с кем-то поговорить о книгах. Пришлось и Гарри Поттера. Всю сагу я не потянула – осилила первую часть, ещё пару пробежала по диагонали. Мне хватило. Если такое становится мировым бестселлером – значит, прав Переслегин: человечий социум на грани размонтирования.

    Максим Далин объяснил мне, что ГП – школьный роман. Что у нас книг про школьные годы чудесные практически нет, а эта – ещё и с дивными завлекушками вроде таинственных замков, полётов на мётлах и превращения обрыдлых учителей в мышей и лягушек... да знаю, знаю, что не превращали они преподов, но, маменька, помечтать-то можно?.. Вот и врос ГП в пустующую экологическую нишу, как родной.
    Однако. Правдивый школьный роман о жизни детишек вне уроков, с модельками поведения, дружбами, враждами, футболом, приключениями и тайнами, мне кажется, можно написать только о простецкой (в смысле – для простецов) общеобразовательной школе, не перетруждающей учеников и оставляющей им прорву свободного времени. Когда несколько лет назад телевидение запустило сериал о похождениях курсантов суворовского училища, уже через пару серий даже самые тупые зрители сообразили, что в суворовском училище не только устав запрещает курсантам вытворять то, что навыдумывал автор сценария, но и времени на все эти приключения нет и быть не может. Завершилась эпопея выдуманных суворовцев огромным, на половину газетной страницы, интервью с руководителем Киевского военного лицея (бывшего суворовского училища). Именно о сериале. Генерал рассказал о режиме дня курсантов (в расписание входит время для чтения, игр, спорта и общения с близкими – и личных встреч, и написания писем, причём писать родным в отведённые для этого часы – обязательно), убедительно доказав: на посторонние занятия у них нет времени. Ни минуты.
    Я почти три года проучилась в физико-математической школе. Свободное время у нас, конечно, было. Вернее, бывало. Иногда. Но всё равно самое важное происходило на уроках. И в обязательном летнем лагере – мы половину каникул там проводили, собирая листья для гусениц шелкопряда или тягая сурепку на гороховом поле.
    Поэтому для меня есть только два истинных школьных романа о чародеях – "Парадоксы младшего патриарха", в котором, при всех его недостатках, речь идёт именно о творческом процессе добывания знаний и умений, о личностном росте и взрослении, и безупречная "Школа в Кармартене".
    В определённой мере этот творческий процесс присутствует и в обворожительном "Порри Гаттере". И социологии-психологии там хватает, причём на несколько уровней выше, чем у Роулинг.

    Итак, Поттер. Прежде всего: книги о Гарри Поттере популярны не только у нас. И не только у детей и подростков. Их читают и взрослые, причём взахлёб. И как бы профессионально ни "раскручивали" текст и экранизацию, должно быть в тексте что-то такое, чтобы профессионал решил, что она стоит раскрутки – и не ошибся, что-то такое, возбудившее в обывателях взвинченный восторг. Поэтому дело, похоже, не в отсутствии в России полноценного школьного романа.
    Представления о колдовстве, магическом искусстве и обучении ему архетипичны, они коренятся в глубинах глубин, в общем подсознании европейских культур и в индивидуальных образах мира большинства читателей. От этих представлений никуда не деться. Текст о магии может следовать им, варьировать их, модернизировать, шаржировать, высмеивать, противоречить им – в любом случае он вступает с ними в диалог. А диалог всегда порождает новые смыслы. Магия в тексте – не антураж.
    Магический мир параллелен текущей реальности – неплохая идея. Мир волшебных животных и растений, волшебных предметов, при помощи которых можно совершать чудеса (в том числе частей волшебных животных и растений), и магов, у которых есть способность управлять этими предметами. Причём управлять самым примитивным образом. Достаточно правильно двинуть волшебной палочкой, верно произнести заклинание, запомнить рецептуру зелья.
    У Роулинг было больше возможностей создать грамотный, внутренне обоснованный, играющий на заветных струнах читательской души волшебный мир, чем у кого-либо другого. Рядом с нею, в её стране, существует и действует живая магическая традиция – Викка. Роулинг не может не знать о медитации, концентрации, расширении пространства сознания, контакте со своим деревом, соитии со стихиями, овладении источниками силы, выстраивании круга силы. О том, что орудия колдовства – биоллайн и атальм, шнур с узлами, книгу для заклинаний, палочку и прочее – нужно делать только своими руками и поить для пробуждения собственной силой. О том, наконец, что метла – орудие женской магии, и только женской, и не только потому, что метла – атрибут женской работы, за которую мужчине браться невместно. За сотни лет до Фрейда метлу ассоциировали с фаллосом и использовали перед полётом соответственно, пропитав предварительно мазями из галлюциногенных трав. Кстати, летали на метле веником вперёд, пристроив среди прутьев чёрную свечу.
    Детишки обоих полов, играющие на мётлах в футбол, – чистый стёб, причём не очень приличного пошиба, с извращённым эротическим душком. Читатели могут этого не знать. Но Роулинг-то знает. Этот подпольный смысл – недосмотр? глупость? стёб?

    По условиям игры, магам запрещено ставить магглов в известность о существовании магического мира, а несовершеннолетним магам – колдовать в обыденном мире. В таком случае, все магически одарённые младенцы, рождённые в маггловском мире, с первого спонтанного выброса силы – преступники: незнание закона не освобождает от ответственности. Но необученные дети не осознают своих сверхъестественных способностей и не умеют ими управлять. Значит, магическое сообщество, явно ведущее мониторинг маггловского мира, обязано не только отслеживать рождение маленьких магов, но и предупреждать нарушения закона. Либо подавлять магические выбросы (если старушка-соседка это и делала, то некачественно), либо как можно скорее изымать дитя в магическую среду – и воспитывать соответственно, обучая самоконтролю не с одиннадцати лет, а с трёх-пяти. А не сознательно оставлять сиротку-мага на попечение магглов.
    Впрочем, их и в одиннадцать, в школе, учат чему угодно, только не самоконтролю. А на каникулы отправляют необученных магглорождённых волшебников по домам. И за спонтанное колдовство, с которым дитё ещё не может справиться, нарушителя... изолируют от маггловского мира? А вот и нет. Ребёнка со спонтанными выбросами, эту гранату с выдернутой чекой, по правилам нужно исключить из Хогвартса и вернуть к магглам.
    Но ведь Роулинг сама принимает условие, что ребёнок-волшебник – стихийное бедствие (по моему личному опыту, спонтанные выбросы становятся опасными только годам к семнадцати, но в книге хозяин – барин). Не одна она: вспомним, что творила маленькая Чарли Макги и как родители с нею намучились, пока не натренировали в девочке умение и привычку жёстко контролировать свою силу. (Ещё о маленьких колдунах и великом воспитателе – прекрасная история в "Порри Гаттере"). Поэтому меры предосторожности, принимаемые Дурслями в отношении Гарри, по сути, необходимы. Автор представляет их как бессмысленную жестокость Дурслей. Упоминает о чудесах, которые сами собой получались у Гарри – по авторскому же утверждению, мага, обладающего силой, даже для магов исключительной – как о забавных случайностях. Смысл снова расползается. Автор сознательно плетёт интригу и путает читателя – или не продумала реалии своего мира-текста?
    Автор позиционирует Вернона Дурсля как человека предельно прозаичного, раздражённо не верящего в чудеса, причём это неверие преподносит как вопиющий недостаток, на грани преступления. Но снова декларирует одно, а рассказывает другое. Вернон женился на девушке из семьи, запятнанной позорной тайной – родством с колдуньей. То есть тем, что ему наиболее претит. Но – женился, и не только ни разу в жизни не попрекнул жену родством, не потребовал плюшек за принесённую жертву – нет, подставил плечо под груз этой тайны, разделил его с женой. Что это, если не великая любовь, глубокая, верная, и не нравственная чистоплотность порядочного человека? И в остальном, в границах своего круга (Гарри вне этого круга, для Дурслей он вообще не совсем человек), Вернон ведёт себя вполне достойно. Честно зарабатывает на хлеб, и не ерундой какой-нибудь вроде рекламы или игры на бирже – он производит дрели. Дрель, конечно, не перфоратор, навеки потрясший мою девичью душу, но тоже замечательная штука, в хозяйстве без неё никак. Вернон нежно заботится о жене и сыне, а в минуту опасности бросает бизнес, чтобы спасать семью.
    И опять смысл плывёт: в эпизоде с бегством на необитаемый остров, с одной стороны, Вернон ведёт себя самоотверженно (ведь работу прогуливает, рискуя разориться), решительно и отважно, с другой стороны, действия его необоснованны и невероятно нелепы. Если Гарри ему так не нравится, почему он препятствует поступлению мальчика в школу? Ведь это лучший способ избавиться от мальчишки, хотя бы временно. Мне в голову приходит единственная версия: Вернон, считающий магию безусловным злом, пытается уберечь Гарри, нелюбимого, отвратительно чуждого, замаранного дурной кровью, но всё же ребёнка, за которого он взял на себя ответственность, от этого зла, от постыдной участи колдуна. Вернон встаёт один на один против всего магического мира.
    Но с какого бодуна он потащил с собой семью? Автор хочет изобразить его дураком? Получается неубедительно. У Вернона есть основания опасаться за жизнь или, по крайней мере, покой близких, если они останутся дома? Где правда?
    Меры предосторожности от Гарриных чудес анекдотически небрежны, а наказывают Гарика за чудеса, как обычного беззащитного маггла. А ведь Дурсли знают, что ребёночек может и дом развалить. Оба хорошо знакомы с магами и их возможностями. (И опять автор противоречит сама себе: Дурсли знают наверняка, что магический мир существует, многократно убеждались на собственном опыте, и не отрицают очевидное, – да, бывают и такие клинические идиоты, – а учитывают и реагируют, как они при этом могут не верить в существование необычного? Кто здесь идиот – персонажи или автор?). И не боятся. Хагрид не считается: он огромный, сильный и грубый, вполне физическая опасность. И то – мужественный Вернон продолжает с ним спорить, даже лишившись оружия. А собственно маги для четы – опасность не столько реальная, сколько статусная. Не грозные колдуны, а эпатажные полоумные, шокирующие почтенных обывателей. "Опасная чепуха".
    Грозные колдуны, способные развалить городской квартал и истребить толпу народа, и впрямь напоминают базарных фокусников, набранных из приюта для умственно отсталых и кое-как обученных нескольким трюкам. Вопреки инструкции, предписывающей скрывать от магглов существование параллельного магического мира, шляются по Лондону в мантиях и гоняют сов. Умеют делать и водить поезда и автобусы, но не умеют пользоваться телефоном. МакГонагалл тратит целый день на ожидание Дамблдора (чтобы завести с ним разговор, не нужный ни ей, ни ему, ни фабуле – исключительно ради введения читателя в курс событий, давно и заслуженно высмеянный приём сочинителя-неумёхи), не умеет толком превратиться в кошку – ведёт себя не так. Великий волшебник Дамблдор не может погасить и зажечь фонари без артефакта. Нормальному магу, кстати, вообще незачем их гасить – любая деревенская ведьма умеет отвести окружающим глаза так, что её никто не заметит. Маги знают о жизни Гарри у Дурслей всё, но до них не доходит, что Вернон не прочёл Гарику письмо, оставленное Дамблдором. Любое конфиденциальное дело мудрый и проницательный Дамблдор поручает мегафону – тупому простофиле Хагриду. Потому что он, дескать, предан. Ложное объяснение, кое-как сляпанная, рассчитанная на тупиц отмазка, сквозь которую отчётливо виден истинный мотив: нужен исполнитель, который непременно растрезвонит о тайном поручении. Ладно, информационный вброс о философском камне – дамблдоровская интрига, надо же героям распутывать какие-нибудь загадки. А с какой целью магглам продемонстрировали фланирующего по лондонским улицам волота?
    Нелепости множатся, ветвятся, громоздятся одна на другую. Автор излагает очередное правило игры в магическом мире – и тут же о нём забывает. Ребёнка, принятого в школу, должен сопровождать в волшебный переулок кто-то из магов, без колдовства туда просто не попасть – и сопровождать Гарика послан Хагрид, которому запрещено колдовать. Волшебная палочка выбирает себе хозяина и до самой его смерти слушается только его – и Рон Уизли пользуется палочкой старшего брата. Нет для магов места безопаснее Хогвардса, замок защищён кучей охранных заклятий – и едва ли не половина взрослых в школе – союзники Главного Гадского Гада, повсюду понатырканы опасные артефакты, опасная нечисть шастает, как у себя дома, лестницы и коридоры то запутывают учеников, то доставляют прямиком к ужасным угрозам, рядом со школой тянется жуткий запретный лес, в который неизбежно будут шастать все нормальные мальчики и некоторые особо отвязные девочки, охранять самый сложный участок – границу между мирами школы и леса поставлен долдон Хагрид, умудряющийся быть идиотом даже на фоне магов, и, на десерт, школьников регулярно калечат матчами по квиддичу. Понимаю: аудитория хочет приключений, сражений и подвигов в готическом антураже. Согласна, пусть будут сражения. Более того: похоже, Хогвартс готовит детишек для настоящих битв то ли с неубиваемым Тем-Кто-Ну-Вы-Поняли, то ли с министерской швалью, поэтому жёсткая закалка для них – первейшее дело. Но тогда к чему преподаватели Хогвартса то и дело бренчат о безопасности? Они тупые?
    Да, очень на то похоже. Сильномогучие маги ведут себя инфантильнее и глупее рабынь Минобраза, ненавидящих школу, детей, свой предмет и свою жизнь реальных училок. Ссорятся, склочничают, подсиживают друг друга, устраивают ученикам истерики и скандалы, втягивают учеников в азартную игру на очки, сеют свары, раздоры и прямую вражду между факультетами, фактически стравливая учеников. Деление школы на факультеты по отцам/матерям основателям, но в то же время для умных, храбрых, верных и хитрых – это нечто. Противоречащее, разумеется, техническим данным персонажей, отобранных на факультет храбрецов (то есть, бесхитростных, неумных и неверных): в группе представлены разные варианты. Но особенно, до слёз, трогает Слизерин, в котором мудрые маги пестуют злодеев. Готовят себе на голову грядущие беды, дабы не скучно было.
    История с письмами из школы – верх идиотизма. Тупое упрямство преподов, заваливающих дом конвертами, но так и не догадавшихся передать послание непосредственно в комнату, где спит мальчик, превосходит даже упрямство Дурсля, довольно изобретательное.
    Впрочем, эти "волшебники и волшебницы, преуспевшие в изучении громких взрывов, едких запахов и внезапных исчезновений", вообще народ бездарный и бесполезный. Тысячи лет совершенствования в колдовстве – и что на выходе? Гнилой застой, косность, грызня за статус, войны, всех достижений – моргающие фотографии да карамельки со вкусом соплей.

    Но самое дивное – проход троицы школьников к философскому камню.
    С одной стороны, вся история детства Гарри Поттера в первой книге – очевидное не то, что о ней рассказывает автор. Все авторские объяснения, почему мальчика изолировали от магического сообщества, запихнули к людям, враждебно настроенным к любому проявлению магических способностей и к самому ребёнку, и бросили, оставив, тем не менее, под наблюдением старухи-соседки, яйца выеденного не стоят: примитивные завлекалки, раздувание интриги, посулы стрррашных тайн. Можно предположить, что волшебники просто убоялись Гарри и надеялись, что жизнь у Дурслей подавит в нём чересчур крутой магический дар. А потом, почуяв, что Воланчик снова набирает силу, маги засуетились, вспомнили о единственном, способном что-то противопоставить гаду, и быстренько приволокли Гарри на место грядущей битвы, как только ему стукнуло одиннадцать. Другая версия, если поднатужиться и представить себе логику идиотов, – дитё с самого начала готовили к неравной борьбе с неистребимым Волькой и поместили в условия, долженствующие воспитать в Гарри ненависть к миру магглов и пылкую любовь к спасителю Хогвартсу – или Дамблдору – в частности и к магическому миру в целом. Дабы, когда придёт Дагор Дагорат, наивный отважный Гарик без колебаний и раздумий пожертвовал собой во имя.
    С другой стороны, препятствия, встающие перед тремя друзьями, не имеют отношения к магической защите, которой положено быть непреодолимой ни при каких условиях. Перед нами условия задач. Реши – и пройдёшь. Это тренажёр, тестирование в завлекательной игровой форме, экзамен для первоклашек, точно рассчитанный на их уровень знаний и умений. Эпическая битва на пластмассовых мечах. В одиннадцать лет подросток должен бы уже знать, что такое поддавки и в чём разница между виртуальным квестом и реальной дракой; но наши герои так ничего и не поняли. Значит, разницы нет. Мир Хогвартса – игровая локация. Но тогда почему смерти в нём реальны?
    А дальше Гарик исполнил то, ради чего его и призвали в школу: тюкнул приманенного на философский камень Главного Гада.
    В обеих историях – экзамене и приманке – мои версии подтверждаются тем, что камень, выполнивший свою функцию, был тотчас уничтожен. Иначе зачем до того с ним так носились, если его можно было просто кикнуть?
    И одна история категорически не вяжется с другой.

    Отрицательные персонажи – Петуния, тётушка Мардж, Малфои и прочие – не стоят обсуждения. Это фигуры из другого типа текстов – мифа, сказки, жития, где поступки героя определяются не его личностью (нет у него личности, только наивно намалёванная личина), а местом, в которое он попадает в своих странствиях, прочие же персонажи – лишь носители вспомогательных ролей. Помощник, приз, трикстер, злодей. Гадкие враги. Злые мачехи и отчимы, и неважно – изначально они решили извести Золушку, взвалили на себя осиротевшего племянника от нелюбимой отщепенки-свояченицы или, тоскуя о ребёнке, сознательно усыновили Мио. Стандартные карикатурные злодеи, исчерпывающиеся дивной фразой из старого мультфильма: "Что бы такого сделать плохого".

    Нет, я, конечно, знаю бритву Хайнлайна: не ищите злого умысла там, где всё объяснимо обыкновенной глупостью. И всё же не могу поверить, что это нагромождение нелепостей, ложно мотивированных поступков, нарочитых логических сбоев и сшибок, это "опускание" магов, эти поддавки с героями-детьми проистекают из глупости автора. Их слишком много. И они слишком демонстративны.
    Моё впечатление от книги: автор – прошу прощения, долго искала эвфемизм, но не нашла, а термины "мастурбация" и "онанизм" не предполагают участия партнёра – дрочит читателю мозги.
    Собственно мастурбация – и облегчение, и повод помечтать, и физзарядка. Нормальный способ договориться с перенасыщенным гормонами телом, если, скажем, человеку не повезло встретить отзывчивого партнёра, или если у неё, стервы, опять голова болит. Но если партнёр есть, и он/она в первые же минуты знакомства говорит: "Ляг, милый, расслабься, глазки закрывай, я тебе сама всё сделаю"... И ни поговорить, ни бодрых телодвижений... Это даже не импотенция. У заинтересованных друг в друге партнёров (всё равно, будь это поиск удовольствия, хобби, флирт, любовь до гроба) есть сотни способов сотворить обоюдную радость, импотенция – не помеха беседе тел, не говоря уж о беседе душ. У клиентов – миллионов читателей Роулинг, с величайшей охотой потребляющих такого партнёра, я могу предположить абсолютное нежелание напрягаться, даже для развлечения, общения и удовольствия. Что же до мотивов партнёра – текстов, предлагающих читателю подобный сервис, подозреваю, что их создательница стебалась над почтеннейшей публикой. Может быть, неосознанно.
    А талант у неё, конечно, есть. Редкостный талант точно определять и грамотно ласкать читателю самые заветные местечки. Она и у меня нашла заветное местечко: мне очень, очень нравится метод обуздания шкафного боггарта.

    2012.
Tags: 2016, Гарри Поттер, Крррытика
Subscribe

Posts from This Journal “Крррытика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 299 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
(Не помню, на Вы мы или на ты) Знаете, я пытался начать читать ГП на волне популярности. Не смог. Так же как не смог читать "Хроники Нарнии", слишком детской показалась книжка (хотя "Расторжение брака" читал с удовольствием). А вот ВК в своё время (20 с гаком лет) проглотил все тома, хотя "Хоббит" мне понравился гораздо больше. :)
Как Вам/тебе удобнее :)

У меня то же. "Властелин колец" (причём начала я его со второй книги в тошнотном славянизированном переводе, потом уже нашла все три тома), "Хоббит", "Сильмариллион" и на десерт - блистательный "Последний кольценосец" с лихим послесловием Переслегина.

А Нарния - назидательная патока, в коей логики ещё меньше, чем в ГП.

kosenko_danila

5 years ago

marjalutra

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
По-моему, ГП изначально вполне такая себе детская книга. Ну, детям поступки взрослых часто непонятны и кажутся бессмысленными. В качестве объяснений дети обычно получают "вырастешь - поймешь" и смиряются (а что еще остается). Я не очень понимаю, почему по ней фанатеют и столько слэшат.
Вот и я так и не поняла.

Кстати, фанфики по ГП встречаются прелюбопытные. Очаровательны "Порри Гаттер" и "Записки Максимилиана Харта", и великолепен "Гарри Поттер и методы рационального мышления".

tanina_solea

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

Насчет метлы не соглашусь. Да и прочее тоже притянуто за уши.

На самых ранних изображениях ведьм на метле, века эдак XV, прутья помещались сзади, чтобы колдунья могла заметать следы. Тогда, очевидно, никто не верил в вероятность полетов, речь скорее шла о длинных прыжках, как у преследуемого животного. Потом традиция несколько раз менялась в зависимости от местности. Да и метлы в качестве транспортного средства использовались редко. На немецких гравюрах XVI века ведьмы изображаются верхом на рогатинах, лопатах и животных. И лишь к концу XVII века европейских ведьм стали изображать сидящими на метле, прутья которой направлены вперед и вверх, со свечой, чтобы освещать дорогу. Однако в прошлом веке опять стали изображать ведьму, летящую на метле веником назад - очевидно, наступило время понимания законов аэродинамики. Почему бы не предположить, что в мире волшебников способ перемещения на метле тоже менялся? Особенно если учесть, что на метле в реале никто никуда не летал - и это признал даже демонолог Боден, заявив, что летает не физическое тело ведьмы, а ее дух.

Что же касается распределения положительных и отрицательных ролей, то, как я и говорила, фикеры пишут тик-в-тик то же. И среди их претензий:

а) история сдачи Гарри на руки родне (единственным людям, которые могли дать ребенку кровную защиту, будучи его родней - об этом пишется где-то в середине саги, но ты об этом не читала). Да, семья Дурслей не чаяла, как и избавиться от бомбы замедленного действия в своем доме, а потом решила попросту сломать неудобный талант, подавить в ребенке опасные способности - и что, такого не бывает с теми, кто подпадает под пословицу "в семье не без урода"? По-моему, самая обычная тактика: отнять у ребенка, наделенного "неудобным" талантом, шанс его реализовать. А в панике чего не сделаешь: и на остров метнешься, и с обрезом на великана полезешь... Паническая реакция обывателя - она такая паническая...

б) недоумение насчет Хагрида, который таскался за Гарри то туда, то сюда, сопровождал в Лютном, вывозил из дома в совершеннолетие, когда защита родного крова перестала действовать и на Гарри готовилось нападение. Этот волот был ценен именно тем, что волот. На него, полувеликана, не действовала никакая магия - а значит, его нельзя было заколдовать тем же Империо и заставить делать что-то по указке Вол-де-Морта (он "Вол", а не "Волан", не стоит повторять за говенным переводчиком); к тому же палочка у него была - в зонтике. Уж Дамблдор не мог этого не знать. Ну а что касается людей такого роста, то они, конечно, изумляют, однако и в реале их немало. Про них несколько лет снимают телешоу "Жизнь на высоте" - показывают людей выше 2 м 20 см роста.

См. продолжение.
в) опасный Хогвартс действительно опасен. При этом он сильно напоминает английские закрытые школы, сущие банки с пауками, где все именно так и обстоит - и само здание, как правило, старинное, зачастую не ремонтированное и не реставрированное. Как правило, оно опасно (взять хоть ту же Сорбонну), и учителя порою психи (а где их нет, психов-то?), и детишечки не ангелы, и дома, то есть факультеты в вечных контрах. Кстати, об этом английский писатель и актер Стивен Фрай пишет в ни разу не фантастике. Его рассказы о закрытых школах куда жесточе описаний Роулинг.

г) остается только поговорить про откровенно глупую "полосу испытаний", устроенную для Гарри и его друзей в первой книге. Да, это сделано явно нарочно, напоказ и чуть ли не помечено вывеской "Тренажер для героя". Понятно, что защиты, которые поставлены взрослыми магами и взломаны первокурсниками, поставлены спецом для первых приключений, чтоб детишки порезвились. А что у зеркала Еиналеж оказался Квирелл с Вол-де-Мортом - так на то оно и приключение, чтобы что-то пошло не так.

Ты слишком многое ставишь в вину автору, прочитав ОДИН том из СЕМИ - например, про волшебные палочки, которые слушаются ТОЛЬКО хозяина. Здесь ты напутала, не знаю, откуда и взяла этот момент. В книге Роулинг его не было, фабула ВСЕЙ саги на том и держится, что где-то существует дар Смерти - самая могущественная Бузинная палочка, ее отбивают друг у друга самые сильные и агрессивные маги. И Вол-де-Морт охотится за ней всю дорогу.

В мире ГП до черта волшебников-вахлаков, почти сквибов, не получивших достаточно силы; есть экспериментаторы, погибающие от изобретенных ими заклинаний; а есть и такие, кто утерял контроль над своей силой еще в детстве и погиб (тоже один из тех моментов, до которых ты не дочитала). И что? Среди талантов - в любой области - до чертиков тех, кто не развивается или сам себя гробит. Мы, люди, зная, что у детей с талантами порой огромные проблемы в родной семье, сформировали систему мониторинга и помощи таким детям? Ни хрена. Почему волшебники должны?

Ну а идиосинкразия к телефонам может быть связана с тем, что электроника в присутствии магов глючит, а прокладывать в свои дома кабели по своим же, заветным землям для магов может быть нарушением линий силы и территорий волшебных существ. Викка тоже не слишком благосклонна к кабелям, теплотрассам, шоссе. Почему в книге должно быть по-другому?

Deleted comment

1

eugene_df

5 years ago

2

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

А можно я скажу в рамках фантдопущения?
В данном случае автор производит впечатление знаете кого? Журналиста, которого допустили на краткое время в некий закрытый социум и успели навешать ему на уши несколько тонн ахуительных историй.
Без всякой системы, кто во что горазд...

Была такая история: в альплагерь аж на вертолете доставили корреспондента... Дабы он написал строгую статью о буднях наших советских альпинистов, бичуя недостатки и скупо хваля за героизм...
Дело было на излете советских времен, когда еще гремели со страниц той "Комсомольской правды" всякие "Взвейтесь" и "Развейтесь", но уже фальш этих воплей была неимоверно очевидна.

Так вот, корреспондент оказался туповатым но старательным вьюношем, явно из бывших отличников и домашних мамсиков. Который сроду ни на одну высоту без лифта не подымался. И был он полон намерений вывести тут всех на чистую воду - это раз...и набрать сенсаций для статьи,употребив как можно больше красивых и непонятных слов - это два.
Там каждый оторвался на полную катушку!
Ему пересказали все бородатые байки, сочинили несколько свежих баек специально для него, тщательно задиктовывали "ну очень специальные термины"..
Через пару дней он, лучась от собственного героизма, улетел..а еще через недельку вышла статья.
Ее вырезали из газеты и передавали из рук в руки - так она была прекрасна.
Начиналась она песней о его собственном подвиге:
"Подул ветер, замела пурга и я был готов начинать блудить между гор, снегов и скал".
Затем были отважные горовосходители (я не прикалываюсь), которые смело шли по тропе, позвякивая новенькими бергшрундами и держа наготове отточенные ранклюфты...
Так же он немного поругал быт альпинистов - за отсутствие душа и горячей воды, а так же за "первобытную форму туалета", прошелся по "чересчур свободным нравам", которые выражались в исполнении непатриотических песен под гитару, попытался разоблачить байку о Черном альпинисте..ну и накатал еще вагон глупостей.

С точки зрения человека, который понятия не имел, как оно там - все было логично и местами даже геройски.

И почему-то мне сейчас вспомнился именно этот храбрый журналист-разоблачитель.

То есть человек, у которого есть некие разрозненные сведения, далеко не всегда достоверные и который додумал взаимосвязь между ними, исходя из собственных представлений о жизни. .

С бергшрундами и ранклюфтами они его знатно накололи. Поганцы. Ну откуда ему было знать, что это трещины во льду? )))

omega14z

5 years ago

inesacipa

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

marjalutra

5 years ago

omega14z

5 years ago

marjalutra

5 years ago

omega14z

5 years ago

marjalutra

5 years ago

omega14z

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

marjalutra

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

marjalutra

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

omega14z

5 years ago

kosenko_danila

5 years ago

А! Ты нашла это письмо, Выдрочка!))) А я вчера принялся искать, чтобы помочь, углубился, зачитался - и так и не успел. Не дошёл))

Ну, я-то не фанат от слова "совсем", но прочёл всё. Из профессионального любопытства, скорее. "Хроники Нарнии", кстати, ниасилил - тошнило, а от Гарри - ничего, более-менее. И да, я, как и ты, уверен, что Роулинг лепила книгу из несмежных кусков, моментами знатно забывая, что говорила раньше.

Иногда это скребло по ушам ужасно. Я, например, уверен, что мотивации героев она меняла-додумывала по ходу пьесы - иногда это просто торчит из текста. И с тем, что мир волшебников выглядит нелогично и довольно убого - согласен. Но тут ещё правила игры принял, а вот когда она дёргала туда-сюда мотивы - раздражался.

К финалу, по-моему, лучше не стало. К тому же она мне чудовищно надоела, и - ты ж знаешь, солнышко, как я люблю играть в чужие реалии! Фикёр, ну!))) - мне даже в голову не пришло попытаться в это поиграть. Её красочный мир, наверное, годился для её замысла, но отдельно кажется мне совершенно нежизнеспособным.
Что до хранения информации, я - Плюшкин )))

Прочесть всего ГП - это подвиг. Я женщина болезненная, слабая: меня начало тошнить на четырнадцатой странице.

И мне очень жаль похеренного хорошего замысла.
Впрочем, Коростелёва воплотила его, как надо :)

Удивительно, как в разные головы практически одновременно приходят похожие замыслы - словно это один замысел, уловленный настроенными на него антеннами.

У меня было такое ощущение от "Волкодава": что я и тёзка уловили один пакет горней информации. Перевели только по-разному.

maks_dragon

5 years ago

Прошу прощения, что влезаю. Но как викки, появившееся в 20 веке может быть живой магической традицией? Ну бегают там лет сто друиды, ага, строят менгиры и кромлехи в своих огородах. Но это такая же живая традиция магии, как Блаватская - живая традиция индуизма.
Прошу прощения, я не поняла. Магических традиций в мире довольно много (а вот индуизм - один). Почему новая не может быть живой? Разве "живая" и "древняя" - синонимы?

wereshadow

5 years ago

marjalutra

5 years ago

wereshadow

5 years ago

wereshadow

5 years ago

marjalutra

5 years ago

wereshadow

5 years ago

marjalutra

5 years ago

О Роулинг очень много говорит один факт - она как то на брифинге попутала собственный замысел с фанфиком. То есть что-то она обдумывала, потом прочла фанфик и это встроилось, речь, емнип, шла о личной жизни Дамблдора (друг какой-то перс был или любовь)
Так вот, дело не в личной жизни Дамби (хотя был он геем или нет, не такой уж плевый вопрос) и даже не в том что она читает фанфики на себя. А в том что она свой мир и героев видит настолько в тумане, что идеи из фанфика, чужие идеи могут встраиваться.
Пишущие товарищи, вы примерьте на себя - вы не можете отделить свое от чужого. Чужое воспринимаете как свое.
Это же ППЦ.
Посему, думается мне что ГП, это все же прорыв бессознательного. Писано мозжечком - оттого и шикарные попадания в точку в мелочах и такая лажа в логике.
Вот-вот. Бродит в тумане, многократно пересочиняя и передодумывая каждую комнату.

"Посему, думается мне что ГП, это все же прорыв бессознательного. Писано мозжечком - оттого и шикарные попадания в точку в мелочах и такая лажа в логике".

В точку, в мозжечок :)
Тема обучения (а обучение магии тоже обучение) у Роулинг совершенно не раскрыта, занимаются они на уроках чепухой - это меня бесило с самого начала. Возможно, потому что читала не в детстве, а в уже относительно сознательном возрасте. Школа в Кармартене в этом плане действительно гораздо лучше -)
Да и противоречий в мире магов хватает - впрочем, и у Толкиена в Средиземье их хватало... Эльфы и маги, живущие торговлей мифрилловыми пуговицами. Хотя умом я понимаю, что раскрытие экономических вопросов не входило в задачи - ни Профессора, ни Джоан Роулинг, но эмоционально все равно реагирую. )

Мне кажется, один из крючков, на которые Роулинг поймала аудиторию - это рассказ об аутсайдере - это действует всегда, со времен "Гадкого утенка" и даже раньше. Любой растущий человек ощущает себя аутсайдером, будь он хоть капитан школьной команды по бейсболу, хоть королева выпускного. Ну и на рассказ о волшебниках, а волшебник, как вы сами сказали, фигура архитепическая.

Жалко, вы все не прочитали, и в оригинале. У Роулинг любопытная штука происходит с языком, он с каждой книгой, по мере взросления героев, усложняется - как в "Портрете художника в юности". Может даже она прямо оттуда и заимствовала эту идею... Да, и разгадки даются в конце, а вначале - только намеки и противоречия.

Но, рискну предположить, что более всего вас отвращает от творчества Роулинг другое: "У Роулинг было больше возможностей создать грамотный, внутренне обоснованный, играющий на заветных струнах читательской души волшебный мир, чем у кого-либо другого. Рядом с нею, в её стране, существует и действует живая магическая традиция – Викка."
Рискну предположить, что вы, увидев, что у человека был доступ к традиции, а он взял оттуда только бессвязные обрывки "для экзотики",и, ни черта не поняв, кое-как приспособил к своему опусу (получилась классическая "развесистая клюква"), сходу возмутились, и все остальное воспринимали уже через призму этого чувства.

"Роулинг не может не знать о медитации, концентрации, расширении пространства сознания..." - А вот и может. Запросто. Я в Крыму общалась с местными, многие из них даже на палеовулкан Карадаг никогда не ходили посмотреть и на Чатырдаг не поднимались. С прочими городами и странами то же самое. Люди удивительно нелюбопытны, особенно когда дело касается их "хорошо знакомого" окружения, близких, истории, языка и т.д.

Почему я думаю, что для вас это - личное? Да потому что вы же открыто пишете: "по моему личному опыту, спонтанные выбросы становятся опасными только годам к семнадцати". Удивительно, что никто не обратил на это внимания...
Именно. Написать книгу о школе, в которой учат колдовать, и практически ничего о том, как этому учат, как развивают и гранят магический дар – по меньшей мере, странно.
И с гадким утёнком ¬– совершенно с Вами согласна. Один из самых цепких крючков. Детская мечта большинства: вырасти, стать прекрасным и сильным, быть принятым в элитную группу и им всем показать. А кое-кого и наказать.

Нет, «Гарри Поттер» меня не возмущает. Вода может утопить, огонь – обжечь, роза – уколоть, человек может быть невежественным, неумным, трусливым, вздорным, алчным, иногда – подлым, это естественные, нормальные проявления их природы. Что в этом возмутительного? И то, что человек может видеть у розы либо только цветки, либо только колючки, меня тоже не возмущает. Мне любопытно, почему в данном случае колючек не замечают миллионы. Я просто указала на колючки.

«А вот и может. Запросто».
Это противоречит её же словам. Роулинг говорила в каком-то интервью, что для ГП изучила множество материалов по теме.

«…потому что вы же открыто пишете»
И не в первый раз. И о себе, и о своём брате. Почему я должна это скрывать? Мне никто не запрещал колдовать, с меня не брали подписку о неразглашении.
Но каким образом Викка меня лично касается? Что мне Гертруда? Она в Англии и Америке, мои способности – от финских племён, русских и цыган. Между мною и Виккой – ещё с десяток столь же любопытных магических традиций, навскидку – карпатская, валашская, немецкая, итальянская, испанская… мало ли в Бразилии Педров :)

Вы редкий человек :). Да, как правило, не замечают. Ни в текстах, ни в жизни. Ни моих эпатажных заявлений, ни меня самой. Может быть, это эпифеномен дара.

shantramora

5 years ago

fusamnan

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

eugene_df

5 years ago

"Рядом с нею, в её стране, существует и действует живая магическая традиция – Викка. Роулинг не может не знать о медитации, концентрации, расширении пространства сознания, контакте со своим деревом, соитии со стихиями, овладении источниками силы, выстраивании круга силы. "

А как же презумпция невиновности? Может, всё-таки спросить Роулинг - знает она или нет?
А я и исхожу из презумпции невиновности. Из презумпции наличия у Роулинг ума, образования и умения работать с источниками. В одном из интервью Роулинг говорила, что для своей книги перелопатила всё, что касается колдовства, обучения необычным умениям, волшебных существ и прочего к теме. Следовательно, ей известно и о Викке, и о других магических практиках, и о психотехниках, и о прочих прелестях.
Повторю:
Чтобы маг целенаправленно творил чудеса или осознанно их не творил, он должен научиться управлять своей силой. Неважно, колдует он с артефактом или без, читает заклинания, помавает палочкой, щёлкает пальцами или представляет себе желаемое. То есть, как психологу для качественной работы необходимы умения мыслить и выражать свою мысль, спортсмену – мышцы, дыхание, чувство равновесия, хорошая координация движений, скорость реакции, поэту – чувство ритма и поэтический слух, так магу необходимы рефлексия, осознанность, самодисциплина, самоконтроль, умение управлять своей психикой и входить в нужное изменённое состояние сознания.

greatebattle

5 years ago

marjalutra

5 years ago

greatebattle

5 years ago

Добрый день.
У меня почему-то возникла мысль, что вскорости все имеют некие шансы стать магами по-роулинговски.

Разрабатываются системы управления жестами, nintendo wii, например: пульт с датчиком положения в пространстве - чем не волшебная палочка, хоть и для виртуальной реальности?
Разрабатываются системы голосового управления, уже можно, имея под рукой соответствующую систему, сказать "ok google", назвать желаемое и получить ворох ссылок по теме. Если не знать английский и не интересоваться поисковиками, "окейгугл" - чем не заклинание? Звучит не хуже "акцио", так же загадочно и непонятно.

С учётом того, что микросхемы сейчас встраивают во всю технику вплоть до часов, а скоро могут начать встраивать и вплоть до тапок, то проекты "умных домов", где всё управляется словом и жестом, не так и нереальны. При этом ни очищать душу и разум, ни даже изучать программирование, чтобы таким пользоваться (проектировать - другой вопрос, но речь-то о рядовых юзерах), не надо, главное - знать набор управляющих команд.
Да, давно замечено, что сложные технологии для человека другой культуры выглядят магией. Стоит себе коробка со стеклом, колдун к ней даже не прикасается, ткнул пальцем в какой-то брусочек - и на стекле появились маленькие люди, задвигались и заговорили. Чары, что ж ещё.

На моей памяти фэнтези потеснила НФ, увлечение историями о бодром развитии науки/техники и космической экспансии сменилось увлечением историями о цивилизациях, альтернативных технической. О других, информационных, технологиях, о виртуальных и магических мирах, о сознании, необходимом для овладения такими технологиями, и влиянии их на индивидуальное сознание и на общество. Может быть, это увлечение - предчувствие цивилизационного барьера, скорого фазового перехода к постиндустриальной, информационной, магической цивилизации. Определения не мои - Переслегина.

Да, Роулинг спустила магию до технической фишки, доступной ограниченному кругу пользователей. Аналог нейрочипа скачковых пилотов у Буджолд, дающего возможность управлять кораблями определённого класса. Именно поэтому у меня и возник вопрос: зачем? Для решения каких задач Роулинг ввела в мир текста такую магию? Ведь не только же для развлечения читателей?

Правда, мне пообещали, что в седьмой книге всё разъяснится. Прочту - узнаю.

dariona_sioren

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

dariona_sioren

5 years ago

marjalutra

5 years ago

dariona_sioren

5 years ago

О метле хотелось бы отдельно заметить, что в фольклорной традиции метла - это инструмент отделения мира живых от мира мёртвых, сакральный инструмент творения. Об этом хорошо пишет Агранович в "Миф в слове" и "Человек двусмысленный".
Да, на помело навешан ворох сакральных функций и смыслов, много им можно намести и вымести - и хорошего, и плохого.
Говорят, чтобы пройти в мир мёртвых, достаточно положить метлу поперёк крыльца, чтобы ручка выступала за его край.

В первой книге о Гарри Поттере персонажи вроде такого не делают. Просто летают.

Представляю, какие у них там синяки. Страшно некомфортное средство передвижения.

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

maks_dragon

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

marjalutra

5 years ago

eugene_df

5 years ago

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
«Но вообще, первый том ведь очень эскапистским выходит, не находите?»

Не нахожу. Нет, конечно, Вы правы, фишка с гадким утёнком, который попал из парий в элиту, вырос и всем показал, а то и наказал, самоочевидна. И срабатывает с безошибочностью и эффективностью кувалды. Прицельно щекочет центр удовольствия. Но школа лучше только чулана – вероятно, для того дитё и держали в чулане, чтобы школа показалась ему раем. Она отвратительна. И то, что она списана с реальной, не делает её лучше. И, кстати, выглядит она не совсем и школой: то, что в ней делают с детьми, чаще напоминает жёсткие тренировки бойцов, чем обучение школьников.

Как может перечень вопросов и предположений, сформулированных как вопросы, версии и предположения, выглядеть заявкой на абсолютную истину? О какой единственной и абсолютной истине вообще можно говорить, если речь идёт о книге? Любой беллетристический текст, самый простенький, не может быть однозначным, в принципе и по определению.

Вы и не увидели несуществующей заявки. Интересно, почему её увидели любители ГП? И почему так возбудились? Ну, сказал кто-то что-то не так о книге – что в этом ужасного?
Ох, мои глаза и мозг благодарят за новую ветку, воистину!)

«Но школа лучше только чулана – вероятно, для того дитё и держали в чулане, чтобы школа показалась ему раем. Она отвратительна. И то, что она списана с реальной, не делает её лучше. И, кстати, выглядит она не совсем и школой: то, что в ней делают с детьми, чаще напоминает жёсткие тренировки бойцов, чем обучение школьников.»
Хмм, я даже не знаю, мне кажется, на этапе первой части дети воспринимают все жестокости, которые там имеют место быть, как-то понарошку, как в мультике про Тома и Джерри - и на фоне возможности научиться махать палочкой и творить волшбу всё поначалу кажется не столь страшным, скорее то таинственно-мрачным, то необходимым квестом для преодоления. Потом постепенно постигает доходняк, но то потом...
А насчет жестких тренировок бойцов - это вы про что именно, я боюсь не туда уйти мыслью.

«Как может перечень вопросов и предположений, сформулированных как вопросы, версии и предположения, выглядеть заявкой на абсолютную истину? О какой единственной и абсолютной истине вообще можно говорить, если речь идёт о книге? Любой беллетристический текст, самый простенький, не может быть однозначным, в принципе и по определению. »

Я вот сюда как раз и мысль Макса соберу, ладно? :
«Мария размышляет о первом томе, а Инесса требует полноценной рецензии. И это меня очень удивило, потому что ей самой случалось размышлять о каком-то явлении по фрагменту, писать кричалки, бурчалки, ругалки или просто мысли вслух - и она сильно сердилась, когда кто-то пытался позиционировать эти нитки для интеллектуальной пряжи как рецензию. »

И вот меня как раз не удивило, мы просто настолько, видимо, привыкли, Мария, видеть в вас именно глубокого и меткого критика, что любой пост по умолчанию воспринимается в разрезе "критик к произведению", а не "читатель к книге". А ясен пень, что это две большие разницы - в позиции читателя уместны и логичны любые предположения, вопросы, видение, анализ любого объема, любой отклик текста в душе и любое понимание. А вот позиция критика подразумевает, что другие люди, не отягощенные столь массивными литературоведческими навыками, будут воспринимать его видение, как некую точку отсчета, наводку для восприятия, что уже обязывает определенным образом, в том числе и к прочтению всей фабулы (если это, конечно, сколько-то стоящая вещь, а не сено, которое периодически перекапывает Инесса, где и правда достаточно нескольких абзацев, но это не относится к критике более-менее осмысленных произведений)

Так что вот и получилось, что от большого уважения вам неосознанно отказали в праве на "не критика, я просто делюсь впечатлениями и хочу обсудить и понять", и результат вышел черт знает какой. И не от любви к Поттеру уж точно это всё, народ просто вместо того, чтоб о книжке потрындеть, на полном серьёзе отстаивает смысл и миссию критика и особенности его профессиональных обязанностей по отношению к книге, оперируя при этом (sic!) аргументами восприятия конкретной этой книги и трактовкой фрагментов..

marjalutra

5 years ago

Ещё Вейдеру

marjalutra

March 1 2016, 22:42:10 UTC 5 years ago Edited:  March 1 2016, 22:45:12 UTC

«у народа когнитивный диссонанс во весь рост и рвёт крышу просто от желания срочно донести-таки истину до тех, кто по их мнению чего-то недопонял, чтоб все срочно всё поняли и замирились».
«Тут вообще, по-моему, не в Поттере дело, тут на месте Поттера могло и что угодно другое быть, но именно из-за того, что умные конкретные люди друг друга не поняли, все и паникуют до воплей... :/»

Простите, а можно конкретно, цитату – где я или Макс паникуем и вопим?

Макс двое суток успокаивал Инессу, ласкал и улещивал, доказывал, что никто на неё не нападает, не стремится оскорбить и унизить, что она увидела в моих словах противоположное тому, что я сказала, но посмел указать Инессе на логический сбой в её словах – и стал мерзким манипулятором, пытающимся подмять её под себя и сделать своей игрушкой.

Я сутки повторяла на разные лады, формулировала так и этак, что именно я сказала – услышали только Вы и Лемур.

И повторю (последние дни я только и делаю, что повторяю): поведение оппонентов куда больше напоминает реакцию верующего на осквернение святыни, на оскорбление религиозных чувств, чем ответ участника спора на неверное высказывание.

Помирить меня с оппонентами невозможно – потому что меня уже нет. Я скатилась на доразумный и дочеловеческий уровень, и как тварь, лишённую разума и человеческого облика, меня, бодро матерясь, размазали по стенке – Вы не заметили? А какой смысл мириться с тем, что не имеет разума, и какой спрос с того, что не существует? :)
Конечно нельзя цитату - не ни Макс ни Вы не паникуете и не вопите - я имел в виду, все - это наблюдающие за процессом и пытающиеся срочно вам донести, что вы не поняли в поттере)) И до воплей - это я не в общем, а в том смысле, что некоторые доносящие заводятся почем зря, увы.. Именно это я имел в виду, и в первом предложении тоже под народом не вас, а... Ну нас, в общем.

А вот то, что народ вместо того, чтобы разобраться, в чем проблема, начинает вам поттера объяснять - это уныло, безусловно. Но я не верю, что большинство разъясняющих хотело вас бодро размазать, тут я же говорю, морок какой-то нашел на всех..

marjalutra

5 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Крррытика” Tag